Проект "Познай своего ребенка"
Дети ровно так же, как и взрослые, испытывают стресс. В Германии уже давно наряду с управлением стрессом в крупных компаниях методика «Пути выхода из стресса» применяется в школах и даже детских садах.
С рождения наш мозг запрограммирован в основном позитивно. Но чтобы выжить и обеспечить свое существование мы должны сохранять в памяти также опасные и негативные ситуации. Суета повседневной жизни и растущее давление зачастую приводят к тому, что эти ситуации начинают занимать непропорционально много места в нашем мышлении. Поскольку мы существа социальные, наш мозг обладает способностью разделять эти риски с другими. Зеркальные нейроны умножают растущий стресс, распространяя его на других людей, и изначально позитивное намерение постепенно теряется.
Пример из эволюции (когда вода еще не текла из крана): если при поиске воды как жизненно необходимой ценности можно было выбирать из двух путей – опасного и безопасного, – то каждое утро мозг отражал эти две возможности и, конечно же, выбирал надежный и безопасный путь. Надежный путь со временем превратился в нечто само собой разумеющееся, в «зону комфорта», где жизненные блага – здоровье, которое ощущаешь, и чудеса, которые видишь, – стали повседневностью.
Логики в этом нет – и хотя нам кажется, что мы действуем и принимаем решения рационально, наши поступки, как и прежде, в значительной мере обусловлены инстинктами, мы «обезьяны в костюме».
Сегодня это выражено ярче, чем когда-либо, иногда у нас возникает ощущение, что все плохо, что негативное «разъедает» нас. В этот момент наш мозг защищает нас и усиливает эти чувства, ведь мы хотим выжить. Огромная нагрузка усиливает «стресс», и любая малейшая дополнительная нагрузка становится проблемой.
Этот страх мы переносим на наших детей. Страх, сопряженный с постоянным давлением из-за необходимости добиваться хороших результатов, ведет к многократно возрастающему негативному отражению нашего стресса непосредственно в мозгу наших отпрысков. Изначальная свобода детского организма, настроенного на развитие «без стресса», оказывается под угрозой.
Мы хотим показать, что в наших силах активно влиять на этот процесс и продвигать мышление в направлении позитивного программирования. В конце концов, мы сами находимся в центре внимания как предмет рассмотрения, поскольку все, что мы делаем для наших детей, работает и для нас самих.
Теперь мы подходим к решающему шагу – позитивной перестройке наших мыслительных структур.
Что является причиной возникновения негативного импринтинга?
Как мы уже знаем, негативные события в нашем мозгу выражены значительно сильнее, чем позитивные. И хотя в большинстве случаев мы действуем из лучших побуждений, многие наши высказывания содержат негативный смысл.
Итоговый вечерний разговор нередко бывает таким:
«Ты достаточно позанимался?»
«Ты сделал уроки?»
«Пора спать!»
«Веди себя завтра хорошо в детском саду!»
Мы программируем детей на проблемы, тем не менее, дети настроены позитивно.
Отведите негативным высказываниям, которые вполне могут быть в той или иной мере обоснованными, небольшое место в другое время суток.
Возьмите за правило – каждый вечер проводить заключительную беседу со своим ребенком в положительном ключе и спрашивать совершенно конкретно: «Что было сегодня особенно хорошо?»
Упомяните еще раз положительные аспекты предыдущего дня или зачитайте их вслух. В большинстве случаев детям не нужно долго раздумывать, они будут фонтанировать событиями. Ребенок ляжет в постель счастливый, будет крепче спать, проснется с большей мотивацией и сможет значительно лучше справляться с задачами следующего дня. Однако здесь речь не идет о беседах три раза в неделю или в течение двух недель подряд, здесь мы говорим о регулярном ритуале. Это поможет Вашему ребенку идти по жизни со здоровым самосознанием и высокой стрессоустойчивостью.
Некоторые партнеры, прошедшие у нас обучение и ставшие тренерами по программе «Пути выхода из стресса», сами практикуют этот ритуал уже много месяцев и сообщают нам о значительно возросшей стрессоустойчивости и соответственно повысившемся качестве жизни.
Нам, взрослым, часто приходится извлекать такие подтверждения самостоятельно из собственных ресурсов и брать на себя ответственность за то, счастливо мы живем или нет. Нашим детям мы сможем облегчить этот путь.
Натали Кальнер, бизнес-консультант, к.э.н., доцент:
«Мы подключились к международному исследованию, которое проводила FYB-Академия под руководством Михаэля Хильгерта, летом 2015 года с добровольцами из разных стран мира. В нашем эксперименте приняли участие 9-10-летние школьники, которые поехали в летний лагерь со своим педагогом, почетным работником образования РФ Михайловой Евгенией Викторовной. Каждый вечер на протяжении всей смены детям предлагалось записать (зарисовать) самые хорошие моменты дня. Дети делали это с большим удовольствием и в результате получилась очень добрая картина каждого дня пребывания в лагере: «был интересный кружок, познакомился с новыми друзьями, поел вкусный полдник, поиграл в футбол и т.п». В конце смены дети даже просили продолжить эксперимент! Это был полезный и позитивный опыт как для детей, так и для педагогов».
|